Народные приметы на 21 июля: Казанская летняя, Прокопьев день, Зажинки

В церковном календаре 21 июля отмечено сразу несколькими важными праздниками. В этот день почитают святого Прокопия, а также явление Иконы Пресвятой Богородицы в старинной Казани.

Народный календарь 21 июля также пестрит событиями и символическими названиями. В различных регионах можно услышать такие названия как Зажинки, Прокопий жнец, Жатвеннник, Казанская летняя.

Праздник Летняя Казанская: приметы и обычаи

Казанская летняя

21 июля на Руси было посвящено почитанию иконы Казанской Богоматери.

Кстати, такие праздники, связанные с чудесами иконы в году  отмечаются дважды. Один летом  и носит название Казанская летняя. Зимняя Казанская припадает на 4 ноября.

Главная примета этого праздника была связана с черникой.

Крестьяне следили за спелостью лесной ягоды. Если черника созрела, пора приступать к уборке ржи.

Поэтому во многих регионах с этого дня начиналась уборочная.

На Казанскую черника-ягода поспела.

Черника поспела – поспела и рожь.

Считалось, что если ягода успела вызреть, то и урожай хлеба будет отменным.

В ягодный год дел невпроворот.

Черника

Черника считалась непростым лакомством.

Знахари хорошо знакомы с целебными свойствами как ягод, так и листвы.

Сырье применяли для лечения различных недугов.

Врачевали черникой больной желудок и расстроенный кишечник, сахарную болезнь и ожирение, ревматизм и подагру.

Черненька, маленька, сладенька, ребятам миленька.

Ягоду старались есть в больших количествах, ведь она особенно полезна в самую жару. А на Казанскую как раз и начинались самые жаркие деньки.

В южных и западных областях на Казанскую принято не работать.

Считалось, что это довольно большой церковный праздник и трудиться в такой день грешно.

Отдыхали и в тех селеньях, где Казанская относилась к первопрестольным праздникам, то есть храм в селе носил одноименное с праздником имя. К тому же устраивались широкие гулянья, которые могли длиться и несколько дней.

Празднование Казанской летней

В такие деревни съезжаются гости на праздник и начинаются народные песни да пляски. Обязательно пели частушки под гармонь и устраивали танцы у крыльца. Песенки обычно пели короткие и шуточные, чаще частушки.

Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет.

Продолжается сенокос. Но в разных регионах имеются кардинально различные приметы.

Будешь возить сено на Казанскую, то гумно до зимней Казанской не достоит.

Такая примета гласила, что сено, привезенное на Казанскую, обязательно будет сожжено молнией.

А вот в северных регионах наоборот сенокос был в самом разгаре.

На остру косу много сенокосу.

Именно с Казанской начиналась уборочная страда.

На Казанскую зажин ржи.

В одних регионах только начинается подготовка к жатве, а в других именно этот день и был посвящен зажину. Поэтому в народе Казанская имеет и другое название – Зажинки.


Народные приметы и обряды на свято Зажинки 21 июля

Жатвенник

Название Зажинки связано с первым зажином ржи.

Другое название также символично. Прокопий Жнец или Жатвенник – все говорило о начале уборочных работ.

Прокопий жнец, жатвенник, жатву начинает.

Жатва поспела и серп заострен.

Зерно в колосу – торопись жать полосу.

Традиционно перед началом уборочной в церкви проводился молебен праведному Прокопию.

В сельских общинах и в семьях крестьян начало уборки урожая отмечалось торжественно.

Каков Зажин – таковы и Зажинки.

Поэтому к жатве готовились как к главному празднику. Хозяйки убирались в доме, наводились порядки и во дворах. На столы застилали праздничные скатерти.

С началом жатвы связано много обрядов.

Зажинки начинались раним утром или уже с приходом сумерек. На поля брали с собой хлеб, соль, яйца и сыр.

Проаздник Зажинки

Первые скошенные колоски откладывали отдельно. Несколько колосков затыкают за гасник юбки или за поясок. И жатву не прекращали пока эти соломинки не выпадут.

Такой обряд позволял предотвратить боль в пояснице. Недуг не должен потревожить на протяжении всей страды.

Приметы на зажинки

Первый сноп скашивала старшая женщина в семье. Она приговаривала при этом:

Стань мой сноп на тысячу коп.

Этот сноп украшали полевыми цветами и относили вечером домой.

С эти снопом колосков связаны особые обряды.

Зерна считались целебными как для людей, так и для скотины.

А где-то первый сноп считался хорошим способом изгнать из дома вредных букашек.

Первый сноп в дом – а клопы и тараканы вон.

Мухи, гады, вон! Идет хозяин в дом.

Первая жатва продолжается, пока все скопом не накосят девять снопов. После этого положено было отведать угощения, принесенные с собой. Трапеза проводилась прямо на ниве.

А вот вечером, после жатвы, устраивался праздничный ужин. На столы обязательно выкладывалась еда, которую крестьяне принесли с поля. Дорога домой сопровождалась песнями.

После жатвы

Жнут порою – жуют зимою.

Пот ключом бьет, а жнец свое берет.

Жатва время дорогое, никому тут нет покою.

Первый сноп после освящения в церкви хранили в красном углу до обмолота. Осенью молотьба начиналась именно с «господарка» – первого снопа. Зерно с него подмешивали к зернам, которые хранили для посевной. Имеется поверье, что такой обряд гарантирует хороший урожай в следующем году.

Праздник Зажинки популярен и в наши дни.

Современные Зажинки

В этот день благословляют на работу всех тружеников, задействованных в уборочной.

Zатусим!