До непосредственного выбора варгана нужно понять – какое звучание вам нравится? Какая манера исполнения?
Есть три условных разновидности варгана: высоко-частотные, средне-частотные и низко-частотные.
На каждом из них можно играть в разной манере и разными техниками.
Высоко-частотные инструменты чаще всего используются для мелодической игры по нотам. Да-да, такое возможно на варгане. Хоть варган имеет один основной тон – ноту, на нём можно, используя сокращение и увеличение полости рта, менять обертона. Тем самым выстраивать мелодию.
Мелодические техники игры, традиционно, используют киргизы, норвежцы, гуцулы, индийцы (хотя у них много и дыхательных приёмов), а теперь, благодаря многим энтузиастам и россияне.
Существует и другая музыкальная традиция звукоизвлечения. Она основана больше на дыхательных приемах и подражаниям звукам природы, животных. Хотя и тут без обертонов никуда. Конечно же это хомусисты республики Саха, со своими якутскими хомусами (так называют варган там). И здесь чаще преобладают инструменты со средней и низкой настройкой.
Ну и, наконец, абсолютно на всех инструментах можно играть разнообразнейшие импровизации в современной стилистике, подражая электронной музыке. Как мне кажется, благодаря таким музыкантам экспериментаторам, варган и приобрел так называемое, второе рождение в современном мире. Поэтому и стал интересен молодежи.
Если вы решите купить варган ручной работы, то внимательно отнеситесь к выбору профессионального мастера варганиста.
Отталкиваясь, от этих основ, вам и нужно выбирать инструмент. Естественно, прежде прослушав все эти вариации в интернете. На ютубе и не только. В идеале конечно же первый инструмент должен быть в средних частотах. Примерно от СОЛЬ большой октавы (G2) до ДО большой октавы (С2).
На таком варгане, при правильном выборе мастера, вы сможете играть во всех стилях и техниках. А очень высокие и очень низкие инструменты лучше оставить на потом, так сказать посмаковать.
Кстати, если у вас в планах играть под гитару, то ваш выбор МИ (Е2).
Классический строй гитары, так-же известный как «испанский», настроен в МИ. Это, пожалуй, самый популярный строй для гитары.
Выбор самого хорошего варгана
И вот тут мы приблизились ко второй, но не менее важной части нашего повествования. А именно выбор ХОРОШЕГО варгана, для начинающего. И первое, что тут должно стоять в приоритете – это удобство звукоизвлечения.
Варган должен удобно лежать в руке. Не давить острыми гранями на пальцы. Обязательно, место соприкосновения с зубами должно быть отшлифовано и отполировано! Вы же не хотите лишится зубной эмали, сточив ее о грубо обработанную поверхность металла (рис.1). Даже на варганах из цветных металлов, грубо обработанные деки будут вызывать дискомфорт на зубах. Что уж говорить о сталях!
Послушайте тембр. Хороший варган должен иметь ярко выраженные обертона. На высоких инструментах он должен звенеть. На средних иметь небольшую хрипотцу. На низких рычать. Всё это очень относительно и от человека к человеку предпочтения могут меняться. Но однозначно варган не должен быть глухим, гудящим.
Частой ошибкой новичков бывает выбор басового варгана.
Помните – басовый варган рычит, а не гудит. А гудящие варганы это чаще всего варганы с огромными зазорами, либо без заточки граней язычка. Это так называемая сувенирка, она с музыкальным инструментом имеет мало общего.
Следующее. При правильном удержании варган не должен лязгать о деки при игре. Почему нужно держать именно так? Тема для отдельного разговора, к которому мы вернемся. Так же при игре в любую сторону, от себя или на себя, варган должен вести себя стабильно.
Да, при игре от себя любой варган будет иметь небольшой призвук. Но важно, чтоб этот призвук не сильно отличался от звука при игре на себя. Тут имеется ввиду, как вы ударяете по язычку варгана. Рукой на себя или от себя
Часто на неприятные призвуки влияет длина язычка после загиба, в районе кольца. Эта длина должна быть в районе 1,5-2 сантиметров. Если эта длина больше 2.5 сантиметров, призвуки будут. Меньше 1.5 станет сложно играть. Хотя, сложней играть станет в обоих случаях. Обратите на это внимание.
Если вы находитесь в магазине, но сами еще не особо умеете играть, попросите продавца озвучить несколько инструментов. По вашим предпочтениям. Очевидно, что идя в магазин, вы уже должны понимать, что вам нужно и какой характер звука вы хотите слышать.
Попросите «погонять» инструмент на разной скорости. Поиграть на себя, от себя, двусторонним боем. Послушайте, сильно ли он лязгает о деки, послушайте призвуки.
Далеко не всегда идеально чистый звук предпочтителен. Некоторые призвуки могут быть приятны вам на слух. Напоминать хруст снега или вызывать какие-то другие положительные ассоциации. Слушайте внимательно. Не вызывает ли призвук раздражение. Нет? Идем дальше.
Не маловажным фактором будет звучание инструмента как при очень тихой игре, так и при очень громкой. Если инструмент звучит от самого лёгкого прикосновения и стабильно ведет себя на высоких скоростях и громкой экспрессивной игре – это хороший инструмент!
Так же, если позволяет возможность, стоит посмотреть зазоры на просвет. Будь то на безоблачное небо, либо на светящийся белый монитор, потолок. При этом деки нужно равномерно сжать в районе где будут находится ваши зубы, так чтобы зазоры максимально уменьшились. Если при таком зажиме зазоры останутся равномерными, без перекосов влево, вправо и особенно без больших неравномерных бугров – это хорошо.
Помните: равномерность зазоров, зачастую, намного важнее их маленького размера. Именно равномерность даст наибольший спектр выделяемых обертонов, а значит, и возможность играть мелодии.
Еще стоит посмотреть равномерность дек относительно язычка. В идеале они должны стоять в одну линию заточки. Заточенная грань деки должна идти строго параллельно второй грани и также параллельно граням язычка. Это будет влиять на яркость обертонов не меньше чем равномерность зазоров, а скорее даже и больше.
К сожалению, далеко не все знают этот секрет. И тут я его раскрываю. Эта информация скорее для мастеров-изготовителей. Потому как музыкант этот момент может определить на слух. Тем не менее, если у вас уже есть варган с не параллельными деками, возможно ответ его плохого звучания кроется в этом нюансе.
Пожалуй это основные критерии и нюансы при выборе инструмента для профессиональной игры. А уж новичок вы или профи – это дело времени и желания.
В любом случае, при правильном выборе первого инструмента, желание играть на варгане, точно, не угаснет в первый же день. Что нельзя сказать о том, если вам попадется неудобная зубодробящая железка, которая будет постоянно лязгать по декам и стирать вашу зубную эмаль.
За сим откланиваюсь, с уважением Сергей Литвинов.
Задать вопросы и ознакомится с моим творчеством можно
в группе ВК – https://vk.com/lisvarga